Экскурсионное агентство Тудой-Сюдой

Расписание экскурсий Тудой-Сюдой

Порто-франко

 

Одесса. Площадь перед таможней
        В Одессе есть улица, которая очень сильно отличается от своих прямых соседок формой и довольно странной закономерностью застройки. Она огибает огромной дугой весь центр города, и на её чётной стороне нет ни одного жилого дома. Называется она – Старопортофранковская.
        Порто-франко - историческое название свободных таможенных зон в портах. В переводе с итальянского это означает „свободный порт”, „вольная гавань”. Товары, доставленные в такие порты, освобождаются от пошлины. Именно порто-франко город обязан своему стремительному взлёту. На целых 40 лет в XIX в. Одесса была выделена из общей таможенной территории Российского государства, и в ее зоне товары разрешалось не только выгружать, хранить, но и переупаковывать, и перерабатывать без всяких пошлин и ограничений, пока они не вывозились из этой зоны внутрь России.
        У истоков порто-франко в Одессе был всё тот же Ришелье. В своей докладной записке на двадцати пяти страницах еще в 1814 году он изложил Александру I свои планы, которые следует осуществить для процветания Черноморья. Он напомнил о громадной протяженности морских побережий, которые привлекут торговых людей. Порто-франко, по замыслу Ришелье, несмотря на военные и политические неурядицы, должно было привлечь на юг России, капиталы из других государств. К Одесса. Практическая гавань 1917 г.тому же иностранные коммерсанты должны были стать для отечественных промышленников хорошими учителями и примером того, как следует вести дела. Ришелье предупреждает об установлении карантинов, которые при порто-франко будут препятствовать возникновению инфекционных заболеваний, эпидемий чумы. Торговцы при порто-франко не будут склонны припрятывать товары, искать обходные пути. Когда в Марселе было ликвидировано порто-франко в 1720 году, это кончилось эпидемиями, которые унесли 100 тысяч жителей Прованса. Введение порто-франко в Одессе обеспечит богатство империи, в торговлю с Ближним Востоком будет вовлечена и средняя полоса России, торговый оборот будет способствовать расширению производства. Ришелье патетически вопрошает императора: "...наступает новая эра славы и благоденствия – как мы можем упустить возможность добиться их доступными путями?"
        Усилия Ришелье и его преемника - графа Ланжерона, увенчались успехом. Указом от 10 мая 1817 года Одессе и её порту были дарованы «права и свобода торговли, присвоенные порто-франко».
        Для того чтобы обеспечить взыскание таможенной пошлины при вывозе товаров вглубь страны установили линию-границу (названную Портофранковской) в виде огромного рва длиной 25 Одесса. Порто-франкокилометров, глубиной 2 метра и шириной около 3. Ров дугой окаймлял город и его пригороды. Импортные товары, отправлявшиеся из Одессы? проходили через таможни, устроенные на основных магистралях (Херсонскую, Тираспольскую и др.). Таможня представляла собой будку по центру дороги, с двумя шлагбаумами справа и слева от неё. Будка была чуть выше человеческого роста, по форме в виде правильного шестигранника, в передней грани которого была дверь. Шлагбаумы поднимались противовесом. Назад за верёвку тянул солдат, там их ошивалось - 2-3 человека.
        Уже в 1822 году, несмотря на огромную контрабанду, Одесса собрала таможенные доходы, равные 40 миллионам рублей, что составило 14,5 % всей суммы государственных доходов России.
        Но если государство находит способ изъятия денег у подданных, подданные находят способы обойти этот способ. Контрабанда в феодальных странах процветает всегда А тут, надо пересечь всего лишь улицу, и даже не самую широкую в городе. Под рвом, который со временем превращается в обычную городскую улицу, контрабандисты начинают прокапывать дополнительные ходы соединяя их с основными галереями. Никто не знает сколько таких ходов было прорыто предприимчивыми одесситами. Даже в наши дни в районе Молдаванки находят остатки обширных складов, где Порто-франко. Одессахранилась контрабанда перед отправкой в глубь страны. Чтобы как-то бороться с этим, на внешней стороне границы порто-франко, (чётная сторона Старопортофранковской улицы) было запрещено строить жилые дома. Только учреждения — в них народу много, и среди увидевших подкоп найдётся хоть один доносчик. Конечно, контрабандисты могли прорыть тоннель и подлиннее. Но на это требуется сил больше, а значит, тоннелей будет меньше. И поток контрабандного товара сократился до приемлемого для тогдашней власти.
        Город богател и разрастался просто на глазах. На прибыль от порто-франко в короткий срок выстраивается 400 красивейших домов. До учреждения «вольной гавани» максимальный доход, полученный городской казной за год, достигал 482000 рублей, в 50-х 3325000 рублей. В благоприятные годы из Одессы вывозилось хлеба больше, чем из всех портов Соединенных Штатов Америки взятых вместе. По воспоминаниям современников заработки извозчиков достигали в хорошие годы от 3 до 5 рублей серебром в сутки. Заработки были так высоки, что видели биндюжников которые закуривали папироски рублевыми бумажками. И это, когда фунт простого хлеба стоил 1 коп., фунт мяса – 1,5 коп., гусь – 15 коп., индейка – 20 коп., корова – 8 руб., овца – 4 руб. (Цены 1827 года).
        Население Одессы с 1823 по 1849 г. выросло в два раза и достигло 87 000 человек. И это несмотря на войну 1828-1829 гг., чуму 1829, холеру 1830, неурожай 1833, чуму 1837, холеру 1848-1849 гг.
        Одесса становится после Петербурга, Москвы и Варшавы, четвёртым по величине городом империи.

Комментарии  

 
+6 # Сергей Гусев 02.03.2014 23:05
Шикарные условия для стремительного развития экономики, ввести бы такие условия на територии Украины. Богатейшая была бы страна.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
 

 

© Copyright 2010 Тудой-Сюдой